Выбор подшипников сегодня осуществляется не только согласно типу, габаритам и допустимым нагрузкам. Существуют и другие параметры, играющие большую роль в процессе эксплуатации опоры. Такое понятие как увеличенный радиальный зазор может иметь большое значение для подшипников, работающих в неблагоприятных условиях. К сожалению, далеко не все знают, что это такое и для чего он нужен.

Внутренним радиальным зазором в опоре принято считать расстояние, на которое способны смещаться относительно друг друга кольца, в направлении перпендикулярном оси вала. Многие называют это смещение просто люфтом подшипника, что не совсем технически верно, но достаточно точно описывает это явление. Невооруженным глазом такой зазор увидеть нельзя, так как измеряется он в микронах. С какой целью производители оставляют этот микроскопический зазор? Основных его назначения всего три:

  • Когда на подшипник действует вибрация или ударные нагрузки, его тела качения и кольца могут деформироваться и даже разрушиться. Даже минимальное расстояние между деталями может спасти изделие от повреждений;

  • При резких изменениях температуры даже металл с низким коэффициентом температурного расширения может изменить свой объем, что приведет к поломке опоры качения. Тепловой радиальный зазор обеспечивает пространство для такого расширения;

  • Высокая частота вращения детали способствует ее нагреванию из-за трения. Зазор снижает коэффициент трения, обеспечивает достаточную толщину масляной пленки и также компенсирует тепловое расширение.

Механические воздействия, перегрев и неконтролируемое увеличение трения – это наиболее частые причины одного из наиболее опасных явлений - заклинивания подшипника качения. Эта серьезная поломка опасна тем, что повреждает не только сам подшипник, но и посадочное место на теле вала и в корпусе механизма. Это происходит из-за остановки кольца подшипника и его проворачивания под нагрузкой. Чаще всего последствием заклинивания становится серьезный ремонт с полной разборкой узла вращения и заменой дорогостоящих деталей.

Правильный выбор теплового зазора в подшипнике качения любого типа и назначения помогает избежать проблем и существенно увеличивает срок службы самой опоры и вала. Наиболее тщательно нужно выбирать этот параметр при приобретении подшипников к оборудованию, работающему в сложных условиях вибрации, скачков температур, высоких моментных нагрузок. К таким механизмам относятся виброплиты, вращающиеся печи, редукторы, генераторы, станки шпиндельного типа.

В подшипниках российского производства, выпущенных в соответствии с требованиями ГОСТов, значение радиального зазора указывается в начале маркировки, в так называемом префиксе обозначения изделия, например, «30-3520». А вот в стандарте ISO зазор, наоборот, отмечают в суффиксе опоры, после главной информации. Выглядит эта характеристика как C3, C4 и т.д. В маркировке это отображается так: «22220/C3».