Техническое обслуживание подшипников качения
Для того чтобы подшипники служили как можно дольше и сохраняли свои эксплуатационные характеристики, необходимо периодически производить их ревизию и обслуживание. Правильно выполненное техническое обслуживание подшипников качения не только значительно продлит срок их эксплуатации, но и повысит производительность узла, а также снизит общие затраты на эксплуатацию механизма, в котором они установлены. Шариковый или роликовый опорный узел обслуживается в соответствии с разработанной методикой. В процедуру входят технический контроль условий работы детали, регулярную смазку и осмотр оборудования на предметвыявления признаков износа или неисправностей.
Нужно отметить,что регулярный осмотр подшипников – это не единственная процедура по контролю его состояния. Важно обращать внимание на то, как происходит работа узла. Должны настораживать посторонние звуки и вибрации при работе механизма, а также повышение его температуры и изменение цвета детали и свойств смазочного материала. Устранение неисправностей нужно осуществлять немедленно после их обнаружения. Своевременный ремонт или замена узла может избавить от более серьезных проблем, связанных с полным разрушением опоры качения во время работы. Представленная нами таблица поможет провести техническое обслуживание подшипника правильно и с минимальными затратами времени и сил.
Неисправности | Возможные причины | Меры для устранения | |
Шумы | Громкий звук металлического происхождения | Нарушение режима нагрузки | Проверьте правильность установки, внутренний зазор, преднатяг |
Ошибки, допущенные при сборке опоры | Проверьте насколько соосны подшипник и вал, а также правильность сборки | ||
Недостаточное количество смазки или ее низкое качество | Внесите смазку или, при необходимости, проведите ее замену | ||
Вращающиеся детали касаются друг друга | Произведите замену уплотнений | ||
Непрерывный громкий шум | Вмятины, которые могут являться причиной внешних воздействий | Очистка узла вращения, а при серьезных повреждениях замена подшипника | |
Бринеллирование | Произведите замену подшипника | ||
Расслаивание материала дорожек | Произведите замену детали | ||
Звуки прерывистого характера | Слишком большой зазор | Измените зазор | |
Попадание мусора в узел | Выполните очистку детали или, в крайнем случае, замените ее | ||
Дефекты в телах качения | Замените деталь | ||
Повышение температуры | Лишняя смазка | Удалите излишки или произведите замену смазки на более густую | |
Нехватка смазки или ее низкое качество | Добавьте смазку или замените ее | ||
Нарушение режима нагрузки | Проверьте правильность установки, внутренний зазор, преднатяг | ||
Ошибки, допущенные при сборке опоры | Проверьте насколько соосны подшипник и вал, а также правильность сборки | ||
Деформации места посадки | Исправьте посадку или замените деталь | ||
Вибрации, связанные с радиальным биением | Бринеллирование | Произведите замену подшипника | |
Расслаивание материала дорожек | Замените деталь | ||
Ошибки, допущенные при сборке опоры | Установите подшипник так, чтобы оси вала и опоры были абсолютно перпендикулярны | ||
Попадание мусора внутрб детали | Выполните очистку детали или, в крайнем случае, замените ее | ||
Утечка смазки или изменение ее внешнего вида (обесцвечивание) | Излишки смазки в узле, попадание в рабочую зону подшипника мусора | Удалите излишки или произведите замену смазки на более густую. Удалите загрязнения |
Следует также учитывать, что скольжение в свежесмазанных консистентной смазкой узлов может сопровождаться скрипом, который особенно хорошо слышен при низких температурах. В таких случаях ремонт не требуется и эксплуатация механизма может продолжаться в штатном режиме.
Если подшипники используются в соответствии с назначением, правильно установлены, а меры профилактики проводятся своевременно, деталь без проблем служит отпущенный ей производителем срок и даже дольше. Часто причиной преждевременного выхода изделий из строя становятся ошибки, которыми сопровождается монтаж и эксплуатация опоры. Детальный анализ проблемы, который проводят, прежде чем начать ремонт, дает возможность принять соответствующие меры и избежать неполадок в будущем. Мы предлагаем вам краткий справочник устранения повреждений подшипников, который поможет быстро сориентироваться в ситуации.
Тип выявленного дефекта | Причины | Способы исправления | |
Отслаивание | В радиальном подшипнике отслоилась дорожка с одной стороны | Неправильно приложенная нагрузка | Монтаж внешнего кольца нужно осуществлять со свободной посадкой |
Отслаивание рядом с краем дорожки | Ошибка при сборке узла, недопустимое провисание вала, ошибка при выборе допусков | Тщательное центрирование при установке узла, выбор подшипника с увеличенным зазором | |
Отслаивание дорожки на том же месте, что и у тела качения | Недопустимые ударные усилия при монтаже, действие коррозии | Соблюдение технологии сборки и монтажа, а также применение средств против коррозии | |
Преждевременное отслаивание поверхности дорожки и тела | Недопустимо малый зазор, превышение допустимых нагрузок, коррозия, низкое качество смазки | Используйте тщательно подобранную посадку детали и правильно выбирайте тип и свойства смазки | |
Образование задиров | Задиры между поверхностями дорожки и тел качения | Неправильно выбранная консистенция смазки, высокое ускорение на старте машины | Правильный подбор смазки и отказ от быстрого старта |
Задиры между торцевыми поверхностями дорожек и тел качения | Ошибки при смазке, осевая нагрузка, превышающая допустимую | Правильный выбор смазки, разборка и правильная сборка детали | |
Трещины | Образование трещин на кольцах детали | Недопустимые ударные нагрузки, слишком большой натяг, конусность втулки не соответствует требованиям | Проверьте соответствие нагрузки расчетной, измените посадку опоры и втулки |
Трещины тел качения. Разрушение фланца |
Падение детали при транспортировке, недопустимые усилия при установке детали |
Соблюдение правил транспортировки и монтажа изделий | |
Разрушение сепаратора | Превышение допустимой нагрузки на элемент из-за ошибок в сборке узла. Некачественное смазывание | Исправление ошибок сборки и монтажа, пересмотр смазочного режима | |
Вмятины | Дефекты на дорожках качения и такие же на телах качения | Появление вмятин может зависеть от приложения нагрузки при остановленной машине | Соблюдайте правила транспортировки техники |
Вмятины на дорожках и телах качения | Попадание абразивных частиц | Произведите очистку изделия, замените уплотнения | |
Заедание | Изменение цвета и оплавление дорожки качения | Слишком малый зазор, ошибки при сборке или неверно выбранная консистентная смазка | Измените зазор, пересмотрите тип используемой с подшипником смазки |
Коррозия | Появление ржавых мест на месте посадки и рабочих частях узла | Появление конденсата, действие фреттинг коррозии, попадание в узел агрессивных веществ, в том числе газообразных | Соблюдайте правила хранения и эксплуатации подшипников, не забывайте о консервации узла при длительной остановке механизма |
Правильно подобранный подшипник качения, обслуживание которого происходит своевременно и профессионально, без проблем отработает свой срок эксплуатации. Независимо от того, в электродвигатель установлена опора или в коробку передач автомобиля, ее безупречная служба будет зависеть от того, насколько внимательна к технике эксплуатационная служба.