Ресурс подшипника

Выбор подшипника – задача непростая и ответственная. Необходимо не только правильно определить размеры изделия и действующие на него нагрузки, но и предусмотреть факторы, которые могут оказывать влияние на деталь в процессе работы. Важным параметром любой опоры качения или скольжения считается также ее ресурс. Под этим понятием подразумевают число оборотов, которое выполняет одно кольцо детали относительного другого, до тех пор, пока на элементах изделия, кольцах, втулках или телах качения, не появятся признаки усталости материала.

Как определяется ресурс подшипника

Согласно действующим в мире стандартам ресурс может выражаться в часах работы (при постоянной частоте вращения) или в миллионах оборотов. Часто можно услышать такой термин как базовый расчетный ресурс. Это величина, которая выражает 90% надежности определенного подшипника или целой партии продукции, при условии, что все детали из нее эксплуатируются в одинаковых условиях и изготовлены из качественных материалов при полном соответствии технологии производства.

L10 = ( C/P ) k

В этой формуле L10 - базовый расчетный ресурс, С – грузоподъемность опоры динамическая, P – динамическая нагрузка, а k – величина, полученная лабораторным путем и различная для подшипников разного типа. Например, для опор шариковых она будет составлять 3, а для роликовых – 10/3. Результат в этом случае выражается в миллионах оборотов подшипника.

Производитель указывает в технической документации к подшипнику номинальный ресурс. Он определяется как базовый (усталостный), которого достигли 90% работающих опор из большой партии деталей, работающих в идентичных условиях. Именно номинальный ресурс используют инженеры для того, чтобы определить необходимые характеристики подшипника который будет служить достаточно долго, прежде чем появятся предвестники разрушения - признаки усталости.

Расчет ресурса подшипника, работающего в сложных условиях

Во многих случаях определение ресурса затруднено, например, в узлах вращения, которые постоянно изменяют параметры своей работы. Это касается автомобильных трансмиссий, промышленных редукторов, ветряных энергетических установок. В этой технике скорость, нагрузка, направление вращения, температура, условия работы и качество смазывания переменны, поэтому ресурс определяют особым методом. Для этого сужают спектр нагрузки или упрощают рабочий цикл узла вращения, разбив его на насколько несложных вариантов.

Такие расчеты должны производить специалисты, имеющие профильные знания и опыт подобных вычислений. Множество нюансов требуют от конструктора, при проведении этих ответственных вычислений, особой внимательности и знания нюансов. Например, чтобы в полной мере обеспечить точность расчетов, конструкторы нередко вводят в формулы коэффициенты, которые определяют соответствие смазки в подшипнике требованиям производителя по вязкости и другие подобные величины.