Разновидности сепараторов

В современных подшипниках сепаратор выполняет сразу несколько функций. В первую очередь эта деталь фиксирует тела качения в положении, предусмотренном конструкцией опоры. Кроме этого сепараторы препятствуют проскальзыванию шариков или роликов в ненагруженной зоне, трению между ними, а также сбиванию их в одном месте дорожки при больших моментных нагрузках.

Виды сепараторов тел качения

В зависимости от типа и назначения подшипников, их могут укомплектовывать сепараторами разного типа. Сразу следует упомянуть игольчатые подшипники, которые могут выпускаться без внутреннего и внешнего кольца. Они состоят из сепаратора и закрепленных в нем роликов, а роль дорожек качения выполняет сама поверхность вала и опорная часть корпуса механизма.

В процессе работы подшипника на него действует множество различных факторов, которые определяют конструкцию и материал сепаратора. Это деформационные нагрузки, трение, центробежные и инерционные силы, температура, химическая агрессия. Производители выпускают подшипники с такими видами сепараторов:

  • Штампованные из металла;

  • Механически обработанные;

  • Полимерные и композитные;

  • Специальные.

Сепараторы штампованные изготавливают из листового металла – стали или, реже, латуни. Они бывают четырех типов: оконные, защелкивающиеся, ленточные и клепанные. Преимуществами штампованных изделий можно считать их невысокую себестоимость, малый вес и незначительные габариты. Внутри опоры с таким сепаратором остается больше места для смазки. К минусам этого варианта можно отнести невысокую стойкость к нагрузкам и небольшую долговечность.

Сепараторы с механической обработкой производят из стали, латуни и легких сплавов. Различают гребенчатые, цельные оконные, клепанные разъемные и осевые разъемные детали. Изготавливают их методом литья с последующей точной обработкой или вытачивают из цельной заготовки. Механически обработанные сепараторы выдерживают большие скорости и нагрузки, поэтому используются в наиболее ответственных опорах.

Сепараторы из полимеров и композитов применяют в подшипниках, работающих на средних и высоких скоростях, но не подвергающихся большим нагрузкам. Для изготовления полимерных деталей используют такие материалы как полиэфирэфиркетон (ПЭЭК), полиамид 4,6 или полиамид 6,6. Композитные сепараторы также производят из полимера, но армированного стекловолокном или специальной тканью. Полимерные и композитные детали выпускаются в оконном и защелкивающемся исполнении. Важными их особенностями можно считать небольшой вес и стойкость к истиранию. К сожалению, полимеры и композиты очень чувствительны к повышениям температуры и при +150 градусах могут разрушиться.

Сепараторы специальные применяются в подшипниках, изготавливаемых для особых условий эксплуатации. Наиболее распространенными считаются пористые маслонаполненные и графитовые детали. Подшипники с ними работают при высоких температурах, в агрессивной химической среде и в труднодоступных для обслуживания местах