Подшипники полужидкостного трения – это опоры скольжения, в основе работы которых лежит промежуточный между жидким и сухим режим взаимодействия рабочих поверхностей. Жидкостное трение в опорах подразумевает непрерывную подачу масла в узел, которая компенсирует утечки через зазоры. Если количество масла недостаточно, то опора работает в условиях полужидкостного трения, для которого характерен более высокий коэффициент трения и повышение температуры, при сокращении затрат на смазывание. Полужидкостные подшипники применяют в автомобильной индустрии, железнодорожном транспорте, при изготовлении редукторов и домкратов.

Особенности работы полужидкостных подшипников

Полужидкостный режим работы выдвигает к подшипникам скольжения особые требования. В условиях дефицита смазки ускоряется износ рабочих поверхностей, повышается риск повреждения вкладышей и поверхности вала и уменьшается интервал обслуживания техники. Несмотря на это такие опоры используются в механике и спрос на них особенно высок там, где тяжело нагруженные валы вращаются с небольшой частотой, примерно до 400 об/мин.

Если организация циркуляционной смазки подшипника нецелесообразна или невозможна по техническим причинам, то использование опор, использующих полужидкостное трение, вполне оправдано. Еще одна область применения этих деталей – узлы, в которых проходят колебательные движения, например рессоры и втулки рычагов.

При полужидкостном трении поверхности подшипника разделены масляной пленкой, но в ней есть разрывы. Расчет полужидкостного подшипника – очень сложная и ответственная задача. Ключевыми параметрами, определяющими эффективность этих узлов считают следующие:

  •         Коэффициент трения;
  •         Рабочая температура подшипника;
  •         Способ отвода тепла.

Так как определение коэффициента трения для пар материалов задача не из простых, то погрешности в расчетах компенсируют разными способами. В частности, рекомендовано применять с такими опорами масла с противозадирными присадками, а также отдавать предпочтения узлам с баббитовой заливкой или бронзовыми втулками.

Обслуживание полужидкостных опор скольжения

Обслуживание опоры такой конструкции заключается в смазывании поверхностей трения специальным барботажным маслом, через предусмотренное для этих целей отверстие в корпусе. Сбор использованного масла производится в емкости, соединенные с масляными зазорами узла скольжения. Смазывание таких подшипников, расположенных снаружи механизмов, может производиться при помощи масленок, как жидким маслом,