При ремонте механизмов, имеющих узлы вращения с шариковыми подшипниками, часто возникает идея заменить эти опоры на роликовые. Основанием для этого служит то, что роликовые подшипники более грузоподъемные, выносливые и неприхотливые в обслуживании. Можно ли самостоятельно, без привлечения специалистов-конструкторов осуществить такую замену?

Шариковые и роликовые: в чем отличия этих подшипников

Подшипники шарикового типа – это опоры вращения, хорошо воспринимающие радиальные и упорные нагрузки и имеющие отличные скоростные характеристики. Эти детали также могут удерживать вал в радиальном и, в меньшей степени, в осевом направлении. Радиальные подшипники могут работать как упорные, с малыми нагрузками. К большим моментным усилиям шариковые подшипники приспособлены плохо, так же как к вибрациям и ударам.

Роликовые радиальные подшипники, благодаря цилиндрической форме тел качения, способны выдерживать большие радиальные нагрузки и почти не переносят осевые. Считается, что скоростные характеристики опор роликового типа более скромные, чем у шариковых, но это верно лишь отчасти. Дело в том, что роликовые подшипники очень чувствительны к точности посадки. Даже при минимальных отклонениях способность к вращению с большой частотой существенно снижается. Эта особенность не так актуальна в случае с самоустанавливающимися моделями, способными компенсировать перекосы.

Применение роликовых и шариковых опор

Можно сказать, что преимущества того или иного типа опор относительны, так как и у шариковых, и у роликовых деталей есть свои минусы и ограничения. Гораздо проще рассматривать вопрос с точки зрения частных случаев.

  • В узлах вращения, где вал имеет небольшой диаметр и оказывает на опору небольшую нагрузку, лучше применять шариковые подшипники;

  • Там, где преобладают осевые нагрузки хорошо подойдут как шариковые упорно-радиальные, так и роликовые конические детали;

  • Большая радиальная нагрузка лучше всего будет переноситься цилиндрическим подшипником с длинными роликами (игольчатым);

  • При провисании вала или невозможности добиться высокой точности при установке, используют сферические шариковые подшипники;

  • Узлы вращения с высокими моментами, вибрирующие и испытывающие ударные воздействия, лучше оснащать роликовыми опорами с массивными литыми сепараторами.

Как мы видим, замена опоры одного типа на другой не всегда возможна не только из-за величины действующей нагрузки, но и еще по ряду технических причин. Игнорируя особенности работы вала, сложно добиться безупречной и продолжительной работы подшипника. Кроме этого, стоит отметить, что параметров, согласно которым подбирают опоры так много, что даже опытный механик не всегда может их учесть. Выбор той или иной конструкции подшипника производится на стадии проектирования конструкторами, после серьезных расчетов, а иногда и с применением компьютерного моделирования. Поэтому, если вы хотите заменить шариковый подшипник на роликовый, лучше всего не экспериментировать самостоятельно, а обратиться к производителю механизма. Не забывайте, что при таком несанкционированном вмешательстве в конструкцию, вы не только теряете гарантию и право на сервисное обслуживание, но и ставите под угрозу безопасность людей.