В процессе создания современных турбинных агрегатов конструкции подшипников уделяется особое внимание. Ведь именно этот узел отвечает за взаимодействие ротора со статором. Кроме того, от этого устройства зависит основная возможность оборудования – сохранять работоспособность даже в условиях сильных вибраций, исключая создание аварийных ситуаций на производстве.


Подшипники качения состоят из следующего набора деталей:
• два кольца;
• тела качения, которые отличаются разнообразными формами в зависимости от определенной модели;
• сепаратор (не обязательный компонент, так как некоторые изделия встречаются без сепаратора).

В условиях одинаковой грузоподъемности представленные устройства имеют отличительные признаки по сравнению с подшипниками скольжения – минимальное трение в результате пуска и при допустимых частотах вращения. Эти сведения подтверждают тот факт, что современные модели способны справиться с большими нагрузками, а также характеризуются простым обслуживанием.


Категории подшипниковых узлов


Классифицировать подшипники качения можно по разным признакам, что позволяет подобрать наиболее подходящие модели для эксплуатации в определенной сфере. В результате удается грамотно рассчитать нагрузку на узел, что положительно скажется на производительности в целом.


По основным признакам все устройства классифицируются следующим образом:
• По форме тел качения выделяют шариковые и роликовые изделия. В свою очередь роликовые модели делятся сразу на несколько подвидов с учетом определенной формы – игольчатые, цилиндрические, витые или стандартные.
• По направлению нагрузки подшипников выделяют – радиальные, радиально-упорные, упорные и упорно-радиальные.
• По количеству рядов тел качения все модели бывают двух видов – одно- и многорядные.
• По возможностям установки – самоустанавливающиеся (они же – модели сферического типа) и несамоустанавливающиеся.
• По размеру все устройства делятся на конкретные серии. Причем важно помнить, что при наличии одинакового диаметра (внутреннего) в продаже представлены разные серии, каждая из которых имеет определенные габариты колец и тел качения.

Большое разнообразие подшипниковых узлов позволяет выбирать модели для эксплуатации в разных отраслях. Для этого потребуется учитывать каждый из вышеперечисленных показателей.


Размеры современных подшипников качения


Чтобы определиться с назначением подшипниковых узлов, важно изучить их габариты. Первое, на что стоит обратить внимание – это размер наружного диаметра.
Классификация по ISO:
• сверхлегкие модели;
• особо легкие;
• легкие;
• модели средней легкости;
• тяжелые изделия.
По ширине все устройства делятся на такие категории:
• особо узкие;
• узкие;
• нормальные;
• широкие;
• достаточно широкие.

Маркировка представленных подшипников осуществляется с помощью применения определенных цифр и букв, которые можно увидеть на торце колец. Таким образом, каждый производитель сообщает покупателю о точном диаметре, серии, указывает класс точности, а также другие конструктивные отличительные особенности.
Все кольца и тела качения в большинстве моделях выполнены из одного и того же материала – сталь, предназначенная для шарикоподшипников. Этот материал наделен необходимыми показателями прочности, надежности и отличается первоклассной защитой от негативного коррозийного влияния. Кроме того, такой тип стали имеет жаропрочные характеристики, что позволяет эксплуатировать продукцию в условиях высоких температур.


Радиальные одно- и двухрядные шарикоподшипники


Ознакомившись с маркировкой подшипниковых узлов, важно изучить их основные типы. Главная особенность однорядных шарикоподшипников заключается в том, что они могут с легкостью справиться сразу с несколькими видами нагрузок: радиальные и осевые. Такие модели работают с минимальными показателями потери в процессе трения, что позволяет им допускать огромную частоту вращения. Установка устройств подразумевает применение двух опорных валов жесткого типа.


Радиальные двухрядные шарикоподшипники – это сферические модели, которые изначально предназначены для восприятия радиальных нагрузок. Однако некоторые модели могут одновременно справляться с двусторонней нагрузкой осевого типа.


Многие современные устройства дополнены штампованными сепараторами. Более крупные модели проектируются в паре с огромными сепараторами, выполненными из латуни.
Продуманная конструкция двух видов подшипниковых устройств позволяет упростить процесс установки и эксплуатации в целом. Высокое качество исполнения исключает вероятность частого ремонта, а наличие необходимого количества смазки – частое обслуживание.