smazki-dlja-podshipnikov-jelektrodvigate

Для смазывания современных подшипников используются два способа: принудительное орошение опоры жидкой смазкой и закладка материала при изготовлении или обслуживании узла. Особенно востребованы сегодня закрытые необслуживаемые подшипники, в которые смазка вносится производителем. Внутренний объем этих деталей закрыт металлическими, резинометаллическими или полимерными уплотнениями.

Такая конструкция исключает утечку смазки при работе опоры, а также защищает ее от загрязнения. Подразумевается, что обслуживание таким подшипникам не требуется, но это не всегда так. Иногда смазывать закрытые подшипники нужно и такая необходимость возникает в следующих случаях:

  •         Деталь хранилась без соблюдения требований производителя;
  •         Эксплуатация опоры проводилась с нарушениями;
  •         Допускались ошибки при монтаже или обслуживании узла;
  •         Смазка вытекла из-за заводского брака;
  •         Ресурс подшипника оказался выше расчетного.

Прежде всего нужно сказать, что смазать закрытый подшипник обычным способом, например, используя специальный шприц, не удастся. Зазор между кольцами детали и уплотнениями слишком мал и на него рассчитывать не приходится. Поэтому, чтобы смазать необслуживаемый подшипник, прибегают к трем несложным способам.

Нагревание подшипника в смазке

Этот способ хорош тем, что может качественно смазать закрытый подшипник без его снятия с вала. Для работы потребуется открытый огонь или нагревательный прибор и емкость, в которую поместится деталь или узел. Емкость наполняется смазкой, после чего нагревается до тех пор, пока ее содержимое не станет жидким. В жидкую смазку опускают подшипник на 10-15 минут. Важно не допустить закипания смазки, так как в этом случае она может потерять свои свойства. Также не стоит слишком сильно греть емкость, так это может привести к отпуску стали и деталь потеряет свою прочность.

После извлечения подшипника из смазки его нужно несколько раз провернуть в обе стороны, чтобы равномерно распределить материал внутри. Некоторые используют для такой прогонки шуруповерт с реверсом. После этого можно вытереть сухой тканью выступившие через пазы излишки смазки и устанавливать деталь на ее место.

Подача смазки под давлением

Второй способ более трудоемок и менее надежен, но иногда он становится единственным доступным вариантом. Основан он на создании избыточного давления смазки, которая заполняет полости внутри детали. Смазка подается в зазоры между уплотнениями и кольцами опоры медицинским шприцем. Иногда для этих целей используют специальные приспособления в виде тубы с поршнем, помогающие поднять давление смазки в емкости с подшипником так, что она проникает внутрь. Этот способ может быть неэффективным в случае, если изделие оснащено стальными, плотно прилегающими уплотнениями.

Разборка подшипника

Этот способ можно рекомендовать как самый крайний случай, так как его использование может угрожать целостности детали. Чтобы наполнить опору смазкой, острым и тонким инструментом поддевают край стопорного кольца, удерживающего уплотнение. После этого также аккуратно снимают шайбу. Если кольцо отсутствует, то поддевают непосредственно уплотнительную деталь. Важно не ставить на элементах вмятин или разрывов, которые позволят загрязнениям попадать внутрь подшипника, а смазке вытекать.

Разобранную деталь промывают в керосине или бензине, а потом насухо вытирают и продувают сжатым воздухом, чтобы удалить мельчайшие загрязнения. Внутренний объем опоры заполняют смазкой на 50-70%, но ни в коем случае не полностью. Не нужно полностью забивать смазкой и зазоры между телами качения – это принесет опоре больше вреда, чем пользы. Для быстроходных узлов рекомендованное заполнение смазочным материалом еще более скромное – не более 30%. После завершения обслуживания детали устанавливаем уплотнения на места и защелкиваем стопорные кольца, если они используются для фиксации.

Нужно отметить, что даже при самом аккуратном использовании этого способа можно повредить уплотнения или стопорные кольца, что лишит деталь ее защиты от внешних факторов. Такой подшипник может использоваться и дальше, но он будет нуждаться в смазывании и промывке как обычная опора без уплотнений. В экстремальных условиях его рабочий ресурс будет существенно снижен.

Напоследок следует сказать, что прежде чем смазывать закрытый подшипник, следует уточнить на сайте производителя или у специалистов тип смазки, предусмотренный заводом. Замена одного материала на другой, на свое усмотрение, не допускается. Если вы решили действовать на свой страх и риск, по крайней мере, убедитесь, что выбранная вами смазка не содержит органических добавок. Эти компоненты при нагревании способны превращаться в кислоты и разрушать материал изделия.